Почти 25 лет спустя после выхода культового и обласканного наградами «Гладиатора» Ридли Скотт вернулся в Римскую империю с сиквелом, который превосходит его почти во всех отношениях — производственном бюджете, звездности актерского состава, использовании компьютерной графики, масштабности декораций и массовки, ну, и псевдоисторических нелепостях — но начисто лишен того старомодного волшебства, которое отличало оригинал. «Гладиатор 2», как и многие современные голливудские постановки, не блещет ни новизной, ни интересностью. Это слишком знакомая история о том, как знаменитый режиссер вновь обращается к своему же большому успеху и не может повторить то, что в первую очередь сделало его таковым.
О чем фильм «Гладиатор 2»?
Действие разворачивается спустя пару десятилетий после смерти Максимуса. Луций (Пол Мескал), сын Луциллы (Конни Нильсен) и бывший наследник Римской империи, живет в изгнании со своей женой в провинции Нумидия. Вместе со своими товарищами они борются за то, чтобы защитить свой дом от колонизации римлянами, которые агрессивно расширяют свои владения по всему миру. Когда армия, возглавляемая Марком Акацием (Педро Паскаль), в конце концов вторгается в страну и захватывает ее, Луция берут в плен как раба и против его воли возвращают в Рим. Вскоре он вынужден стать гладиатором, чтобы бороться за свою свободу и отомстить за убийство своей жены на фоне политических интриг в нестабильной империи.
Если сразу к сути, то самым слабым звеном фильма «Гладиатор 2» является, как ни странно, исполнитель главной роли Пол Мескал. И вовсе не потому, что он плох в принципе. Ирландский актер, обычно интригующий своим присутствием, здесь не столько удерживает внимание, сколько растворяется в общей суматохе. Из всех причин, по которым он выглядит неубедительно, самой фатальной является его абсолютная неспособность походить на кого-то, за кем другие пошли бы на смерть, чего с лихвой хватало Расселу Кроу.
На сегодняшний день карьера Мескаля в значительной степени зависит от женщин — от его роли в телевизионной адаптации «Нормальные люди» до участия в драме «Солнце мое» — и он преуспел в исполнении объектов вожделения. Но у него ужасно получается произносить вдохновляющие речи, которые были столь запоминающимися в «Гладиаторе», и которые сценарист сиквела Дэвид Скарпа явно пытался воссоздать. Получается довльно неуклюже, особенно со столь странными лозунгами типа «Там, где мы есть, смерти нет!».
Да, Пол Мескал хорошо подготовился к этой роли физически, он почти убедителен в роли бойца, умеющего выживать на арене (если отбросить явные хореографические огрехи). В остальном же его игра кажется просто скучной, ее узкий эмоциональный диапазон держится в основном на одних и тех же сценах напряженной задумчивости или гнева. Единственные моменты, которые раскрывают характер Луция лучше, чем битвы и яростные взгляды — его разговоры с Рави (Александр Карим), бывшим рабом и гладиатором, который заслужил свободу, но предпочел остаться в этом аду и помогать раненым бойцам.
Жизненная сила фильма «Гладиатор 2» несколько возрастает, когда он выходит из тени оригинала, а происходит это всякий раз, когда на экране появляется Дензел Вашингтон. Он играет Макрина, бывшего раба, который теперь живет в роскоши на доходы от собственной команды гладиаторов и, как оказывается, терпеливо вынашивает тайные планы по приобретению еще большего богатства и власти.
Его герой лишь отчасти напоминает персонажа Оливера Рида из первой части. Вашингтон привносит в эту роль такую харизму и лукавый юмор, что его «человек, сделавший себя сам» — очень цельный образ, почти достойный отдельного фильма. Яркими моментами также являются комедийные, большинство из которых привнесли Джо Куинн и Фред Хехингер, играющие полубезумные и легко поддающиеся влиянию версии Ромула и Рема.
В целом концепция «Гладиатора 2» перекликается с элементами первой части, включая расуждения о «Риме-мечте», то есть более равноправном месте, но, хотя эта идея занимает ключевое место в сюжете продолжения, она кажется еще более абстрактной. Сам Рим в сиквеле не настолько внушителен, чтобы требовать спасения или разрушения — он лишь серия исторических интерьеров, через которые проходят герои.
По настоящему «Гладиатор 2» оживает лишь в эпизодах баталий
Будь то впечатляющая вступительная часть, когда Марк возглавляет флотилию кораблей, чтобы завоевать Нумидию, или масовые побоища в Колизее, например, с участием носорога в качестве скакуна или воссоздание морского сражения, включающего в себя затопление арены. Конечно, Ридли Скотт, знает, как придать таким сценам живость, которая вытесняет любые здравые рассуждения о том, как именно римляне умудрялись ловить и выпускали в емкость с водой живых акул и, главное, загонять их потом обратно в стойло. Ну, и не обращать внимание на слишком уже цифровую водную среду.
Но захватывающие битвы только подчеркивают пустоту всего остального. Конечно, не все из зрителей тратят много времени на изучение истории Римской империи, тем более, на размышления о ее участи, но те, кто это делает, да и просто поклонники первого фильма, явно заслуживают лучшего, чем классический «цирк с конями», которым оказался «Гладиатор 2».
Авторы: Андрей Воронцов