Какой-то немыслимый парад кассовых провалов внезапно застал Голливуд в летнем сезоне 2023 года. И это в не самое удачное время, когда фабрику грез уже парализовало очередной забастовкой сценаристов, к которым еще присоединилась и Гильдия актеров. Можно долго разбираться и спорить о природе этого растянутого парада кассовых неудач, но это уже не изменит того факта, что очередные Трансформеры стали очередными «жертвами» провального лета. Но я все же постараюсь разобраться в причинах неудачи фильма «Трансформеры: Восхождение Звероботов», заодно разобрав новую игрушку от Hasbro на составные части.
Для начала немного предыстории. Ни для кого не секрет, что когда-то Трансформеры почти 10 лет были единственной флагманской франшизой студии Paramount. Есть еще, конечно, и Том Круз со своей «Миссией невыполнимой». Но даже она не способна потягаться с кассовыми показателями игрушечной серии, у которой уже есть два фильма-миллиардера, а у Тома пока ни одного (но то ли еще будет?). Да, критики всем сердцем ненавидят Майкла Бэя за то, как он опошлил и перевернул с ног на голову канон вселенной автономных роботов-организмов с планеты Кибертрон. А фанаты – за то, что этот «бездарный постановщик» без стыда и совести испортил их детство.
Но все их крики, возмущения и даже угрозы расправой не имели никакого значения для главного на то время рулевого франшизы, так как выбранный им курс «больше взрывов, больше глупостей» исправно поставлял студии толстые мешки с деньгами. Но затем отлаженная система стала постепенно сбоить. И если обвал сборов «Эпохи истребления» еще удалось спрятать за кассовыми сборами из Китая, что позволило четвертому фильму выйти почти на уровень «Темной стороны Луны», то на пятом фильме флагман уже основательно сел на рифы. Оно и неудивительно: «Последний рыцарь» оказался настолько сумбурным и расфокусированным, что даже самые преданные зрители не смогли вынести такие американские горки. И только после этого продюсеры решились отпустить Бэя на все четыре стороны и мягко перезапустить франшизу. И вроде бы они снова нащупали под собой твердую почву. Пускай «Аквамен» в конце 2018 года и не оставил «Бамблби» никаких шансов хотя бы приблизиться к показателям бэевской пенталогии, но при более скромном бюджете в 135 миллионов долларов сборов почти 470 оказалось вполне достаточно, чтобы Трансформеры продолжили плыть уже в новом направлении, на который им указал немой желтый автобот. Но затем они снова отклонились от курса, и вернулись по итогу к началу.
Именно отсюда проистекают все основные проблемы нового фильма «Трансформеры: Восхождение Звероботов».
Если тот же «Бамблби» позаимствовал у «Трансформеров» 2007 года только концепцию «подросток встречает инопланетного робота, и они становятся близкими друзьями», и немного спилберговского флера, в остальном он рассказывал совершенно другую историю. А вот «Восхождение Звероботов» сгреб у предыдущих серий почти все самые удачные элементы, какие только можно было сгрести под одну гребенку. Не буду вдаваться в подробности, но могу гарантировать вам – при просмотре обновленных Трансформеров вы будете часто ловить себя на мыслях типа «Но ведь я уже это видел!» или «Это все уже было!». И выглядит это со стороны весьма иронично, так как сам Бэй тоже частенько любил уходить в самоповторы. Кинематографическую вселенную Трансформеров на словах начали с чистого листа, со старыми лентами она никак не пересекается. Однако новые авторы, которых посадили в рубку флагмана в качестве рулевых на замену Бэю, оказались настолько безликими и беспомощными перед новым вызовом, что они не придумали ничего лучше, кроме как сделать почти все то, что ранее делал их предшественник – тот самый, от которого первоначально и хотели дистанцироваться как можно дальше.
Пошлый юмор в этот раз не завезли, хоть на том спасибо.
У Трансформеров теперь тот самый оригинальный дизайн из вселенной G1 – прекрасно. Но зато еще добавили от себя очередную пресловутую «повестку» в первой половине фильма. Можно было бы не заострять на этом внимание, если бы сам режиссер не подавал тяжелую жизнь чернокожих парней из Бруклина буквально в лоб. В общем, это все нововведения, на которые сценаристам хватило фантазии. Дальше все не так просто и очевидно, как кажется на первый взгляд (шутка).
Не ждите какой-то подробной экскурсии в мифологию Звероботов. Зрителей просто ставят перед фактом, что есть такая фракция трансформеров, и все. Даже пролог никак не объясняет природу их происхождения. Только то, как и почему они попали на Землю. Все остальные заглавные герои тоже являются по большей части лишь функциями. Разве что Мираж выделяется своими модными «четкими перлами».
Лишь бессменный лидер Автоботов оказался единственным трансформером, которого сценаристы действительно очень хорошо прописали в сюжете. С одной стороны, его характер и тут отчасти списали с четвертого фильма. Однако если там разочаровавшийся в человечестве Оптимус Прайм скорее был похож на маньяка с неконтролируемым чувством гнева, то к характеру здешнего Прайма авторы подошли более чутко и ювелирно. Этому Оптимусу чужда доброта и сострадание по отношению к землянам. Все, что его заботит – это автоботы, за которых он несет ответственность. Ему не нравится Земля, так как пребывание на другой планете для него сравнимо с вражеским пленом, из которого он мечтает поскорее выбраться, чтобы вернуться с товарищами домой. Нам, пожалуй, впервые в игровом фильме показали всю тяжесть бремени лидерства, которую Прайм возложил на свои плечи. Ответственность за соратников сильно давит на него, и потому смерть любого из них он принимает близко к сердцу (точнее, к искре). От того только отраднее следить за тем, как происходящие события заново открывают ему глаза, меняют его отношение не только к людям, но и к командной работе с ними. Признаю, такому Оптимусу сопереживать хочется больше, чем тому озлобленному на весь мир парню из «Эпохи истребления», который по степени жестокости без особого труда перещеголял даже своего извечного противника из стана Десептиконов.
С главными героями-людьми дела обстоят еще печальнее.
Это просто безликая масса, пускай и состоящая всего из двух человек, чьи имена вы станете забывать уже при просмотре, пока вам их не будут периодически упоминать, а потом снова уйдете в забвение. Да, у них есть определенные черты, свои интересы и увлечения, но это не имеет никакого значения, так как актеры, как и их игра, абсолютно невыразительные. Конечно, и у самого Бэя герои не тянут на эталон, все они были в основном карикатурами. Но зато ярко выраженными карикатурами, со своими драмами, историями и «тараканами» в голове. Никто уже никогда не забудет вечно дергающегося Сэма Уитвики, его странных родителей, сексуальную Микаэлу, эксцентричного и до смешного проницательного агента Симмонса из Сектора-7, капитана Леннокса, Кейда Йегера, изобретателя Джошуа Джойса, даже жену Джейсона Стэтхема и других. А про новых персонажей при всем желании никто не вспомнит уже при выходе из зала.
Экшн в новом фильме слишком простой и стандартный, даже по меркам Трансформеров. Вспомните, с каким смаком были поставлены боевые сцены в оригинальных фильмах, и как они откликались в наших сердцах. Как у нас перехватывало дыхание от процесса и звуков трансформации роботов в машины и обратно. И при этом ракурсы съемок в фильмах Бэя носили преимущественно субъективный характер, чтобы зритель мог почувствовать себя непосредственным свидетелем резни инопланетных роботов. В Звероботах ракурсы носят в основном уже объективный характер, то есть зритель наблюдает за сражениями уже на определенном удалении от персонажей, не испытывая при этом иллюзии сопричастия к происходящему. Спецэффекты также больше не в состоянии поразить воображение. Теперь это просто детские качели, которые периодически качаются вверх-вниз, от «сносного» до «мультяшного» уровня.
В итоге, «Трансформеры: Восхождение Звероботов» можно охарактеризовать лишь следующими словами – безобидно, но бедно. Как сюжетно, так и визуально. В отчаянных попытках заполнить пустой сюжет «прогрессивным» видением и удачными элементами из прошлых частей режиссер забывает придать новому фильму и всей новой кинематографической вселенной самое важное – лицо. Новое и яркое лицо, которое может направить Трансформеров в новое светлое завтра. И, к сожалению, Стивен Кейпл-младший – это не тот человек, который может указать правильный путь. Он и близко не Майкл Бэй, но Трансформерам он и не нужен. Все, что Бэй мог, он уже им дал. Франшизе сейчас нужен тот, у кого будет свое, новое, четкое и ярко выраженное видение, отличное от прошлого. Просто студия в этот раз ошиблась с новым рулевым. Но может быть он уже где-то рядом? Нам еще предстоит это выяснить… А пока мы здесь! Мы ждем!
Автор: Евгений S.h.