Летом 2024 года вышел пятый на очереди фильм, основанный на серии комиксов Джеймса О`Барра «The Crow», и, по совместительству, ремейк одноимённой ленты, выпущенной в 1994. Работа над новым «Вороном» началась аж с декабря 2008, когда Стивен Норрингтон заявил, что собирается переснять готическую историю о мести и любви на новый лад. С тех пор проект претерпел огромное множество изменений, как в самом сценарии и подходе к фильму, так и в составе съёмочной группы и актёров. Потребуется немалое количество места, чтобы перечислить всех режиссёров, сценаристов и актёров, которые были напрямую или по слухам вовлечены в ремейк. Кратко – их было несказанно много, но режиссёром по итогу стал Руперт Сандерс, сценаристами Зак Бейлин и Уилл Шнайдер, а актёром, исполняющим главную роль, Билл Скарсгард.
К тому же, на протяжении всего времени разработки, а также съёмки и рекламы, «Ворон» неоднократно подвергался и всевозможной критике извне. В него мало кто верил. На нём уже заранее ставили крест. Сам создатель оригинальных комиксов пессимистично, или, скорее, реалистично, заявлял, что при любых усилиях и при любом бюджете превзойти творение Брендона Ли и Алекса Пройаса не удастся. А Пройас, режиссёр «Ворона» 1994г., в свою очередь, так и вовсе осуждал само существование идеи ремейка с точки зрения морали и памяти о Брендоне Ли. Другими словами, этот фильм был таким многострадальным ещё задолго до того, как от него начало попахивать помидорной гнильцой. И спорить с большинством бессмысленно, так как хорошим нового «Ворона» действительно назвать нельзя. Но он и не настолько плох, чтобы заранее клеймить его худшим фильмом этого года или самым ужасным ремейком. Поэтому устраивайтесь поудобнее, впереди ждёт, по возможности, максимально непредвзятый разбор.
О чём же новый «Ворон»?
Сюжет картины 2024 года очень разнится с практически всем известной версией тридцатилетней давности. Помотанный жизнью Эрик, коротающий свои дни в реабилитационном центре, встречает там музыкант(шу) Шелли. Оба они практически незамедлительно находят друг в друге родственную душу и истинную любовь, однако проблемы Шелли в виде одного очень страшного и опасного дяденьки настигают их, и вскоре два влюблённых голубка оказываются мертвы… почти мертвы. Так как один из них, а точнее Эрик, движимый вопиющей несправедливостью, восстал из мёртвых ради беспощадной, кровавой, жестокой и эффектной мести.
В общей сложности историю фильма можно поделить на две части: до смерти пары и после.
На то, что было до, выделено значительное количество времени от всего хронометража. Тут фильм ударяется в остросюжетный роман. Повествует о зарождении любовных отношений между главными героями и заостряется на жизни возлюбленной. И, вроде, всё звучит красиво, но уже сходу начинаются проблемы… Зритель будет знать всю подноготную Шелли: её семью, переживания, врагов, увлечения, друзей, — при этом ограничиваясь историей ГЛАВНОГО персонажа лишь коротким секундным флешбэком в начале. Так же, по моему мнению, катастрофически малое количество проведённого парой совместного времени (День? Два? Неделя? Месяц?) для возникновения до- и послегробовой любви сильно влияет на общее чувство неубедительности всего происходящего, что, к сожалению, ещё и серьёзно усиливает недостаточность химии между актёрами и, соответственно, принижает профессионализм их актёрской игры.
Но… Если посмотреть на эти проблемы с другой стороны, то можно понять, что авторы и правда постарались сделать что-то хорошее с переосмыслением. Относительно малой информации об Эрике — киноделы попытались дать зрителю возможность чуть больше проникнуться именно к жертве, чуть глубже окунуться в историю их любви и чуть лучше понимать действия самого Эрика. Суть будто говорит, что именно в Шелли и находится вся жизнь морально почти уничтоженного парня и бОльшего о нём нам знать и не нужно. А что касается спонтанной всепобеждающей любви и её последствий для восприятия всего фильма — люди, до банального, давно уже просто перестали верить в любовь с первого взгляда. Но ведь, в конце концов, в данной версии Эрик и Шелли – это два душевно потрёпанных человека, встретившихся в лечебнице, и, может, именно такими и должны выглядеть их отношения и именно такой должна быть их «химия»?
Вторая же часть фильма, после смерти, окунается в настоящую мрачную фантастику, наполненную хорошей готической атмосферой, красивой графикой, более просветительским отношением к сути внезапного воскрешения и, не побоюсь уверенности, отличными эпизодами мстительной жестокости. Насчёт последнего: к примеру, была одна достаточно кровавая сцена с безжалостным действием тупой частью тяжёлого предмета, на которое не пошёл до конца Ворон-Ли, желая сначала немного «поиграть», но с маниакальным рвением сразу же решился Ворон-Скарсгард. Без спойлеров, это был тот самый нужный мимолётный момент, показывающий, насколько же сильно в душе героя жила эта жажда скорейшего свершения возмездия. Лично для меня это была чистая эстетика, длящаяся всего несколько секунд. И, к слову, подобные художественные моменты проскакивали в фильме не раз и не два, но, возможно, всё это кратковременное потрясающее просто становится слишком незаметным из-за общего неоднозначного впечатления от фильма или из-за приглядываний только к тому, к чему можно было бы придраться. Тем не менее, они есть, и они так же дают ещё одну слабину утверждению, что над лентой абсолютно никто и никак не старался и все лишь хотели нажиться на громком названии.
Что касается нового Ворона, как персонажа, ему так же заранее пророчили невозможность ни добраться до уровня, ни, тем более, превзойти оригинал, какой бы там величины ни была играющая его звезда. Подобными словами бросались многие, но самым заметным из всех был режиссёр первой экранизации. По мнению Алекса Пройаса, фильм «Ворон» 1994г. сделал таким, какой он есть, именно Ли и его персонаж. Это был абсолютно оригинальный герой. Он «родился» в воплощении Ли и с ним же он и умер. Как в переносном смысле, так, к сожалению, и в прямом. Однако, мне кажется, что Биллу Скарсгарду всё же удалось успешно воплотить в новую жизнь этого героя. Он не лучше, не хуже и даже не на уровне Ворона-Ли, он просто совершенно другой. И как минимум, Билл точно оказался лучшим вариантом из всех, что претендовали на эту роль. Он хорошо сложен. У него потрясающая харизма. К тому же, быть мрачным персонажем – это именно то, что ему очень сильно идёт.
А ведь всё могло пойти по совершенно другому пути. Ворона мог сыграть Джейсон Момоа, который даже примерял на себя эту роль на просочившихся кадрах с тестовой съёмки фильма, но за несколько недель до запланированного начала съёмочного процесса из-за разногласий с продюссером Сэмюэлем Хадидой он одумался и мы, зрители, были лишены огромной горы мышц, которой даже без наличия сверхспособностей боялись бы все бандиты в округе. Серьёзно, как его вообще можно было бы убить даже в первый раз? А роль Шелли, кстати, вместо более-менее приемлемой FKA Twigs, в один период могла на себя взять Кристен Стюарт. Вы представляете смесь Кристен Стюарт и Джейсона Момоа? Вот что на самом деле было бы неубедительным.
Тут мои оправдания и поиски хорошего становятся на паузу, и наступает пора озвучить проблемы посерьёзнее.
Злодеи нового «Ворона» гораздо более явно, чем главные герои, не впечатляют ни образом, ни актёрской игрой, ни даже своим существованием. Дэнни Хьюстона, перевоплотившегося на экране в Винсента Роуга, даже нет желания защищать. Его внешность совершенно никаким местом не вписывается в его получившийся по итогу образ. И хоть в нём просто по факту недостаточно ауры внушительного и беспощадного криминального авторитета, от которого кровь бы стыла в жилах при одном только взгляде с другой стороны экрана, всё же главная его проблема была именно в несоответствующей мимике и действиях его персонажа. Этот неразборчивый шёпот на ушко от взрослого кабачка-хомячка, а также последующие кадры с его приглушёнными взглядами искусителя, выглядели крайне нелепо и инородно. Это портило абсолютно весь его труд. И варианта для решения проблемы было только два: либо это был представитель тотальнейшего мискаста, что было бы уже невозможно исправить, не поменяв актёра, либо из поведения героя однозначно стоило бы убрать этот больной и ненужный Хьюстону интим.
Вторым на очереди бесповоротным разочарованием является Лаура Бирн, сыгравшая Мэриан, приближённую помощницу Роуга. И тут уже дело не в её образе или поведении персонажа, а исключительно в её актёрской игре. Поначалу всё шло хорошо, но к финалу, когда у героини Лауры наступил момент выдать единственную по-настоящему значимую для её персонажа реплику, она, не иначе как завалила её с громким дребезгом, так же полностью обесценив своё участие в фильме.
Выдавив свою капельку яда и возвращаясь к теме «о хорошем»… Как мне кажется, бОльшая часть проблем «Ворона» 2024 г. с его достаточно низкими рейтингами и нелицеприятной критикой кроется в том, что зритель, хочет он этого или нет, но сравнивает старое и знакомое с новым и непознанным, даже при том, что авторы не так уж и претендовали на звание ремейка классического «Ворона» и что действительно сравнивать в них особо-то и нечего. Это просто действует на подсознательном уровне и абсолютно ничто не позволит человеку забыть об этом при просмотре или, тем более, ещё и перехвалить ремейк ненароком. А следовательно, фильм неизбежно подвергается гораздо большему вниманию к косякам, нежели любой другой оригинальный фильм. Это касается почти всего вышеперечисленного: и химии между героями, и неубедительности нового прочтения истории, и отстранённого отношения ко многим реально крутым сценам.
Но, по сути, полноценным ремейком старого фильма «Ворона» от 2024 года вообще назвать нельзя, так как он является, скорее, новым прочтением оригинального комикса, нежели пересъёмками популярного кино. Что, кстати, доказывал и сам создатель комикса О’Барр, который был нанят творческим консультантом «переосмысления». Их не перестают сравнивать, как подсознательно, так и прямо. Но они же абсолютно разные! У старого «Ворона» была слава «проклятого фильма»: травмы съёмочной группы, пожар, портящая декорации буря, постоянные проблемы с бюджетом, а также смертоносный инцидент, произошедший прямо на съёмочной площадке с исполнителем главной роли. У нового были лишь нескончаемые сложности с составом производства. Старый «Ворон» – это готик-рок, металл и электрогитара. Новый – готический вальс и пианино. Старый – Джокер Хита Леджера. Новый – Джареда Лето. Единственные настоящие сходства, которые на самом деле можно было бы назвать таковыми — это идея мести за несправедливое и насильственное лишение любви, сам Ворон и наличие в обоих лентах сексуальной азиаточки.
Подытожу свои крики тем, что этот фильм НЕ для фанатов оригинального «Ворона». Даже больше… он им по психическому здоровью противопоказан. Это просто совершенно новое кино для новой аудитории немного извращённых романтиков, которые всё равно прочувствуют суть подобных отношений, достойных восстания из мёртвых и кровавой мести. Он вполне имеет право на существование, как отдельный проект, и оценивать его стоит так же. И на мой скромный счёт, вся съёмочная группа и (почти) весь актёрский состав действительно старались сделать что-то хорошее. Помимо всего, что было описано выше, лента страдает только лишь редкими, незначительными в глобальном плане косяками по типу невероятно лёгкого побега из лечебницы через окошко в прачечной или снятия отслеживающих маячков одним простым движением руки. Но у какого фильма их вообще нет?
В «Вороне» имеются минусы, как его личные, так и от него же независящие, и в совокупности они сильно влияют на впечатление о нём, за что он уже активно платит своими низкими сборами. Однако, разобрав всё это, я могу назвать его лишь средним, сносным, но определённо НЕ откровенно плохим или худшим фильмом года и, тем более, НЕ худшим ремейком. И я очень надеюсь, что хоть немного, хоть совсем чуть-чуть помогла взглянуть на него с другой стороны. Авторы: Ольга Королева